Логотип Черкасского Юридического Бюро



Новеллы украинского законодательства в 2016 году относительно акционерных обществ. Что нового?

В нынешнем году украинский законодатель не оставил без внимания акционерные общества, существенные изменения относительно которых вступают в силу с 1 мая 2016 года. Согласно нововведениям исключено существующее ныне требование о том, что количественный состав акционеров ЧАО не может превышать 100 акционеров. До настоящего времени для многих публичных акционерных обществ, имеющих множество миноритарных акционеров, именно это положение Закона Украины "Об акционерных обществах" было главным препятствием на пути к изменению типа акционерного общества на ЧАО. Теперь это ограничение снято, и уже огромное число компаний поставили на повестку дня годовых общих собраний акционеров вопросы об изменении типа общества.

Новые изменения вносят обременительные нормы относительно ПАО, в том числе требования о листинге. Эксперты прогнозируют, что до 1 января 2018 года около 2/3 существующих ныне публичных акционерных обществ сменят тип общества на частное. Вероятно, в этом и заключается регуляторная политика законодателя: стимулировать превращение нынешних "квази-публичных" акционерных обществ, явно не дотягивающих до европейских стандартов публичности, в частные и вместе с тем повысить качество тех публичных компаний, которые пожелают остаться таковыми. В то же время, изменяя тип общества, публичные компании должны быть готовы к требованиям миноритарных акционеров, которые проголосуют против принятия такого решения, об обязательном выкупе у них акций (данное право предусмотрено законом).

Основные отличия в статусе ЧАО и ПАО заключаются в трех правомочиях:

1) ПАО может осуществлять как публичное размещение (т.е. заранее не определенному кругу лиц), так и частное размещение акций, тогда как ЧАО – только частное размещение акций. Следовательно, становясь частным, общество теряет возможность привлекать дополнительный капитал от неограниченного круга внешних инвесторов;

2) акции ПАО могут покупаться и продаваться на фондовой бирже, тогда как акции ЧАО на бирже не обращаются, за исключением продажи путем проведения на бирже аукциона. Таким образом, меняя свой тип на частное, общество утрачивает доступ к биржевому рынку (однако, с учетом того, что акции многих нынешних ПАО включены в биржевой список только формально, и никаких реальных операций с их акциями на биржах не совершается, их ухода биржевой рынок просто не почувствует);

3) акционеры ПАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества, а уставом ЧАО может быть предусмотрено преимущественное право его акционеров на приобретение акций этого общества, которые предлагаются их собственником к отчуждению третьему лицу. Согласно новым нормам, такое преимущественное право может быть предусмотрено в уставе ЧАО только, если по состоянию на дату принятия соответствующего  решения количество акционеров не превышает 100 лиц. Так что в этом отношении акционерам ПАО, которых насчитывается более 100, ограничения в распоряжении своими акциями не грозят.

Также, смена типа общества с публичного на частное позволит уйти от энергозатратных требований пройти процедуру включения акций в биржевой реестр и оставаться в нем хотя бы на одной фондовой бирже Украины (т.е. поддерживать для своих акций статус листинговых ценных бумаг с выполнением предельно жестких требований законодательства и фондовой биржи к таким ценным бумагам), обеспечивать обязательную проверку годовой финансовой отчетности независимым аудитором, каждый год переизбирать наблюдательный совет в количестве не менее 5 лиц и включать в его состав не менее двух независимых директоров, создавать специальные комитеты (комитет по вопросам аудита, комитет по вопросам определения вознаграждения должностным лицам общества и комитет по вопросам назначений). Таким образом складывается ситуация, при которой большинство ПАО от смены типа общества на частное только выиграет.

В целом, вышеупомянутые изменения касаются ПАО, независимо от наличия или отсутствия государственной доли в их уставном капитале. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Украины "Об акционерных обществах", деятельность государственных акционерных обществ и государственных холдинговых компаний, единственным учредителем и акционером которых является государство в лице уполномоченных государственных органов, регулируется данным Законом с учетом особенностей, предусмотренных специальными законами. Поэтому правовой статус таких акционерных обществ будет иметь существенные отличия от обычных ПАО.

В то же  времясогласно "Положению о функционировании фондовых бирж", ограничения в части минимальной доли акций эмитента, находящихся в свободном обращении (не менее 10% для акций второго уровня листинга и не менее 25% для акций первого уровня листинга), не охватывают акции, принадлежащие государству. Таким образом, ПАО, которые принадлежат государству, не придется в обязательном порядке проводить размещение акций, либо перерегистрироваться в ЧАО.

‹‹ вернуться назад

г. Черкассы
ул. Героев Сталинграда,22А
2 этаж, офис 209
тел.: /0472/ 56-09-10
e-mal: ch_lawoffice@ukr.net
© 2009 "Черкасское юридическое бюро"