Логотип Черкасского Юридического Бюро



ЛИКВИДАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Ликвидация физического лица предпринимателя (ФЛП)

     В связи с принятием Налогового кодекса Украины, увеличению налогового бремени и много других причин, многие предприниматели задумались стоит ли продолжать деятельность или все же провести ликвидацию ФЛП. Прежде всего, чем приступать к активным действиям, пожалуй, стоит не спешить, а проанализировать налоговое законодательство, действительно ли Вам будет невыгодно осуществлять предпринимательскую деятельность. И только проанализировав все «за» и «против» приступать к активным действиям по ликвидации ФЛПа. Этой публикацией попробуем Вас ориентировать относительно самой ликвидации. Но если Вы не юрист, то лучше вам обратиться к нашим специалистам, поскольку, это гораздо сложнее на практике, чем на бумаге. И начав сам процесс не всегда все могут его успешно завершить.
     Согласно ст. 46 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (с изменениями и дополнениями, по тексту - Закон № 755-IV) ликвидация предпринимателя называется термином «государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя »и может проводится в случае:
- принятии физическим лицом - предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности;
- смерти физического лица - предпринимателя;
- вынесения судебного решения об объявлении физического лица умершим или признания безвестно отсутствующим;
- вынесение судебного решения о признании физического лица, являющегося предпринимателем, недееспособным или об ограничении его гражданской дееспособности;
- вынесение судебного решения о прекращении предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя.
     В большинстве случаев, на сегодня, ликвидация ФЛП проводится на основании добровольного решения. То есть мы рассмотрим лишь случай принятия физическим лицом - предпринимателем собственного добровольного решения провести ликвидацию.
     С чего начать ликвидацию ФЛП?ликвидация предпринимателя
     Начинается ликвидация ФЛП по внесению в Единый государственный реестр записи о решении физического лица - предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности. Согласно ст. 47 Закона № 755-IV для внесения в Единый государственный реестр записи о решении физического лица - предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности физическое лицо - предприниматель или уполномоченное им лицо должно подать государственному регистратору (прислать заказным письмом с описью вложения) следующие документы:
- заявление о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем;
- документ, подтверждающий внесение платы за публикацию сообщения о принятии физическим лицом-предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности.
     Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы, если они не предусмотрены частью первой ст. 47 Закона № 755-IV. Если документы подаются заявителем лично, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт. Документы принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется заказным письмом) заявителю с отметкой о дате поступления документов.
     Дата поступления документов для внесения в Единый государственный реестр записи о решении физического лица - предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности вносится в журнал учета регистрационных действий.
     Отказ в ликвидации физического лица-предпринимателя
      Государственный регистратор имеет право оставить документы без рассмотрения, если:
- документы представлены по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации прекращения физическим лицом - предпринимателем предпринимательской деятельности;
- документы не отвечают требованиям части первой ст. 8 «Требования к оформлению документов, представляемых государственному регистратору», которой определено, что документы, согласно требованиям Закона № 755-IV подаются (присылаются заказным письмом) государственному регистратору, должны быть составлены на государственном языке, и части двадцать первой ст. 22 «Публикация сведений из Единого государственного реестра», которой определено, что документом, который подтверждает внесение платы за публикацию сообщений, является копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка;
- документы поданы не в полном объеме.
     Об оставлении документов без рассмотрения заявителю в день поступления документов выдаются (направляются заказным письмом с описанием вложения) государственным регистратором соответствующее уведомление с указанием оснований оставления представленных документов без рассмотрения и сами представленные документы согласно описи. Оставление их без рассмотрения не препятствует повторному обращению заявителя к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, которые послужили основанием для оставления этих документов без рассмотрения.
     Государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления документов без рассмотрения обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления этих документов внести в Единый государственный реестр запись о решении о прекращении физическим лицом предпринимательской деятельности и в тот же день передать органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионный фонд Украины, фондов социального страхования уведомление о внесении такой записи.
        Документы, необходимые для ликвидации ФОП
     Для проведения ликвидации предпринимателя по своему собственному решению сам предприниматель или уполномоченное им лицо (если Вы обратитесь к юристам, то на уполномоченных лиц нужно выдать нотариально заверенную доверенность) не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации подает государственному регистратору лично ( направляет заказным письмом с описанием вложения) или через уполномоченное лицо следующие документы:
- Заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем по его решению;
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица - предпринимателя;
- Справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);
- Справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
- Справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности или о том, что физическое лицо не состояло на учете.
     Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения государственной регистрации прекращения физического лица - предпринимателя, если они не предусмотрены частью девятой ст. 47 Закона № 755-IV.
      Если документы подаются заявителем лично, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт.
     Документы принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется заказным письмом) заявителю с отметкой о дате поступления документов.
Дата поступления документов для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем вносится в журнал учета регистрационных действий.
     Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения вышеупомянутые документы, если:
- документы представлены по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации;
- документы не соответствуют требованиям, установленным частями первой и второй ст. 8 Закона № 755-IV, а именно: документы, согласно требованиям этого Закона подаются (присылаются заказным письмом) государственному регистратору, должны быть составлены на государственном языке и регистрационная карточка заполняется машинописью или от руки печатными буквами. Если документы посылаются государственному регистратору заказным письмом, подлинность подписи заявителя на регистрационной карточке (заявлении, сообщении) должен быть нотариально удостоверена;
- документы поданы не в полном объеме;
- документы поданы раньше срока, установленного абзацем первым части девятой ст. 47 Закона № 755-IV (два месяца с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации).
     Об оставлении документов без рассмотрения заявителю в день поступления документов выдаются (направляются заказным письмом с описанием вложения) государственным регистратором соответствующее уведомление с указанием оснований оставления представленных документов без рассмотрения и сами представленные документы согласно описи. Оставление их без рассмотрения не препятствует повторному обращению заявителя к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, которые послужили основанием для оставления этих документов без рассмотрения.
     При отсутствии оснований для оставления вышеперечисленных документов без рассмотрения государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя.
     Дата внесения такой записи в Единый государственный реестр является датой государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем.
     Срок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем не должен превышать два рабочих дня с даты поступления документов для проведения такой государственной регистрации.
     Государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем должен выдать или прислать заявителю копию свидетельства о государственной регистрации физического лица - предпринимателя со специальной отметкой о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем.
      На первый взгляд, выглядит все вроде бы не слишком сложно. Но все трудности обычно начинаются на этапе проверок предпринимателя. Поскольку, прежде чем подать государственному регистратору выше документы, предпринимателю, который ликвидируется необходимо пройти проверки налоговой (что является самой), Пенсионный и всех других социальных фондов. Если проверки обнаружат то - оплатить штрафные санкции. И только после этого Вы получите справки из этих органов. Таким образом ликвидация ФЛП может растянуться с 2 месяцев в идеале до многих месяцев. Кроме того, Вам нужно не забыть закрыть счета в банках и уничтожить печать, если у Вас такая была.
     Эта публикация не является инструкцией к выполнению по ликвидации предпринимателя, а лишь в общих чертах описывает проблематику.
      По вопросам ликвидации ФЛП обращайтесь:
       Контакты: 56-09-10

‹‹ вернуться назад

г. Черкассы
ул. Героев Сталинграда,22А
2 этаж, офис 209
тел.: /0472/ 56-09-10
e-mal: ch_lawoffice@ukr.net
© 2009 "Черкасское юридическое бюро"